логопед Рыжкова Инесса Александровна

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (старшая группа) Тема : «Звук [Ш]»

 Название: «Путешествие в страну звука [Ш]» 

Цели:

Коррекционно – обучающие:

- автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях;

- упражнять в определении позиции звука в словах по картинкам.

- закреплять умение делить слово на слоги;

- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

 - Закреплять  умения образовывать относительные прилагательные в игре : « С какого дерева лист» ;

 - упражнять в употреблении предлогов  НА и ПОД.

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие  логического мышления, внимания;

- развитие общей и мелкой моторики;

3. Коррекционно – воспитательные:

-  формирование положительной установки на участие в занятии;

-  воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Логопед говорит: - Ребята, сегодня я приглашаю вас в необыкновенное путешествие, хотите пойти со мной? Мы отправляемся в страну звука [Ш ].  На чем же мы начнем свое путешествие? (на машине) Дети садятся в машину и поют: Ши-ши-ши, ши-ши-ши – ты машина поспеши.  Ши-ши-ши-, ши-ши-ши – едут наши малыши. Шо-шо-шо, шо-шо-шо – всем детишкам хорошо. Ша-ша-ша, ша-ша-ша – эх, погода хороша. Стоп.

Логопед:

  Посмотрите, здесь река широка и глубока.  

   Ветер, потрепавший осень  

     В эту речку листья бросил.    

   Каждый листик хорошо вместе  рассмотрите 

  И с какого  дерева, какой листок , скажите.

fc9a80dfeb0395cbd1dfee811d27c686.jpg

              II.Игра: «С какого дерева, какой лист?» - образование относительных прилагательных. Логопед:  - Этот лист упал с дуба, значит он (какой?)…(дубовый лист). - Этот лист упал с рябины, значит он (какой?)… - Этот лист упал с липы, значит он (какой?)… - Этот лист упал с клена, значит он (какой?)… - Этот лист упал с берёзы, значит он (какой?)… Логопед: Молодцы ребята все листочки правильно назвали. А теперь  нам  надо перебраться на другой берег? Да задача не проста,  не хватает здесь моста. 

 III. Упражнение «Построй мост» - определение позиции звука [ш] в словах по картинкам.

Посмотрите по сторонам, может быть мы найдем какой- нибудь материал для постройки моста.  (Дети находят дощечки, на дощечках картинки и записка: «Чтобы мост получился прочный, надо сложить дощечки по правилам.  Посмотрите на картинки и назовите их. Первыми положите те дощечки, на которых в названии картинки звук [Ш] стоит в начале слова. Затем дощечки, на которых картинки со звуком [Ш] в середине слова и последними дощечки в названии картинок, которых  звук [Ш] стоит в конце слова».) На дощечках картинки:  шкаф, шляпа, шапка, шина, мешок, лошадь, клюшка, катушка, камыш, ландыш, малыш, мышь.  Ребенок берет дощечку и говорит: «В слове шкаф звук [Ш]  в начале слова» и так пока не закончатся дощечки. Логопед молодцы,  ребята,  хорошо справились с заданием, а теперь пора нам в путь. Идем дальше. Посмотрите ребята,  какая чудесная лесная поляна. Давайте остановимся и отдохнем и расскажем,  какие животные живут в этой  волшебной стране.

e6dc128e0fc1ea117ee19fc2c3e77ff7.jpg

IV. Физкультминутка:  музыкальная игра- «Ну-ка повтори» - согласование движений со словами песни.

V. Игра « Слоговые ромашки» - деление слов на слоги.

Как-то жарким, летним днем Говорят букашки: « А давайте-ка начнем Собирать ромашки! В холодочке  у реки Мы сплетем из них венки». Но пчела сказала вдруг: Логопед показывает картинку.  (пчела)

 « Ну-ка, погодите!

 Муха, бабочка и жук, -

Все ко мне летите!

Выбрав для себя цветок,

Сядьте в серединку  (Выкладывает сердцевинки)

 Я же каждый лепесток

 Превращу в  картинку (показывает лепестки)

После их перемешаю…(перемешивает лепестки)

Где какой - сама не знаю.(раскладывает лепестки на полу)

Но подумай хорошо, сидя на травинке,

Подойдет ли лепесток к этой серединке.

Их не просто подобрать:

Нужно слоги сосчитать».

Что ж, поможем мы букашкам –

Сами соберём ромашки?

0a27d85bbd7bd3d0681b8d76c759a4ca.jpg

Дети по одному берут  перевернутые  лепестки, называют изображенную на нем картинку, определяют количество слогов в слове и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую сердцевинку.  При затруднении в подсчете количества слогов детям предлагается «отхлопать» слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. « В слове машина три слога» и т.д. После того, как ромашки будут собраны, необходимо еще раз проговорить слова, изображенные на лепестках.

Логопед: Молодцы, но всё же нужно

Повторить картинки дружно. (после повторного называния картинок логопед хвалит детей)

Вы надежды оправдали:

Лепестки все подобрали.

У ромашек яркий вид –

Вас пчела благодарит.

II. Игра «Собери шишки» - автоматизация звука «Ш» в предложениях и закрепление  употребления  предлогов НА и  ПОД. Логопед: Посмотрите ребята сколько шишек вокруг.  Давайте соберем их.  Не забудьте сказать,  что и где вы нашли. Я шла, шла, шла шишку на пеньке  нашла. Я шел, шел, шел  шишку под елочкой нашел. Я шла, шла, шла шишку на елочке нашла. Я шел, шел, шел шишку под листом  нашел… и т.д. пока дети не соберут все шишки. Логопед: Молодцы,  ребята,  все шишки собрали.

III. Итог. Давайте сейчас  вспомним, какие же мы сегодня добрые дела мы сделали: построили мост, помогли букашкам собрать  ромашки, набрали шишек. А теперь поспешим в группу и покажем и расскажем ребятам, что мы видели в волшебной стране.

 

31 октября 2014 в 19:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.