логопед Рыжкова Инесса Александровна
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (старшая группа) Тема : «Звук [Ш]»Название: «Путешествие в страну звука [Ш]» Цели: Коррекционно – обучающие: - автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях; - упражнять в определении позиции звука в словах по картинкам. - закреплять умение делить слово на слоги; - учить детей точно и полно отвечать на вопросы; - Закреплять умения образовывать относительные прилагательные в игре : « С какого дерева лист» ; - упражнять в употреблении предлогов НА и ПОД. 2. Коррекционно – развивающие: - развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; - развитие логического мышления, внимания; - развитие общей и мелкой моторики; 3. Коррекционно – воспитательные: - формирование положительной установки на участие в занятии; - воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости. Ход занятия. I. Организационный момент. Логопед говорит: - Ребята, сегодня я приглашаю вас в необыкновенное путешествие, хотите пойти со мной? Мы отправляемся в страну звука [Ш ]. На чем же мы начнем свое путешествие? (на машине) Дети садятся в машину и поют: Ши-ши-ши, ши-ши-ши – ты машина поспеши. Ши-ши-ши-, ши-ши-ши – едут наши малыши. Шо-шо-шо, шо-шо-шо – всем детишкам хорошо. Ша-ша-ша, ша-ша-ша – эх, погода хороша. Стоп. Логопед: Посмотрите, здесь река широка и глубока. Ветер, потрепавший осень В эту речку листья бросил. Каждый листик хорошо вместе рассмотрите И с какого дерева, какой листок , скажите. II.Игра: «С какого дерева, какой лист?» - образование относительных прилагательных. Логопед: - Этот лист упал с дуба, значит он (какой?)…(дубовый лист). - Этот лист упал с рябины, значит он (какой?)… - Этот лист упал с липы, значит он (какой?)… - Этот лист упал с клена, значит он (какой?)… - Этот лист упал с берёзы, значит он (какой?)… Логопед: Молодцы ребята все листочки правильно назвали. А теперь нам надо перебраться на другой берег? Да задача не проста, не хватает здесь моста. III. Упражнение «Построй мост» - определение позиции звука [ш] в словах по картинкам. Посмотрите по сторонам, может быть мы найдем какой- нибудь материал для постройки моста. (Дети находят дощечки, на дощечках картинки и записка: «Чтобы мост получился прочный, надо сложить дощечки по правилам. Посмотрите на картинки и назовите их. Первыми положите те дощечки, на которых в названии картинки звук [Ш] стоит в начале слова. Затем дощечки, на которых картинки со звуком [Ш] в середине слова и последними дощечки в названии картинок, которых звук [Ш] стоит в конце слова».) На дощечках картинки: шкаф, шляпа, шапка, шина, мешок, лошадь, клюшка, катушка, камыш, ландыш, малыш, мышь. Ребенок берет дощечку и говорит: «В слове шкаф звук [Ш] в начале слова» и так пока не закончатся дощечки. Логопед молодцы, ребята, хорошо справились с заданием, а теперь пора нам в путь. Идем дальше. Посмотрите ребята, какая чудесная лесная поляна. Давайте остановимся и отдохнем и расскажем, какие животные живут в этой волшебной стране. IV. Физкультминутка: музыкальная игра- «Ну-ка повтори» - согласование движений со словами песни. V. Игра « Слоговые ромашки» - деление слов на слоги. Как-то жарким, летним днем Говорят букашки: « А давайте-ка начнем Собирать ромашки! В холодочке у реки Мы сплетем из них венки». Но пчела сказала вдруг: Логопед показывает картинку. (пчела) « Ну-ка, погодите! Муха, бабочка и жук, - Все ко мне летите! Выбрав для себя цветок, Сядьте в серединку (Выкладывает сердцевинки) Я же каждый лепесток Превращу в картинку (показывает лепестки) После их перемешаю…(перемешивает лепестки) Где какой - сама не знаю.(раскладывает лепестки на полу) Но подумай хорошо, сидя на травинке, Подойдет ли лепесток к этой серединке. Их не просто подобрать: Нужно слоги сосчитать». Что ж, поможем мы букашкам – Сами соберём ромашки? Дети по одному берут перевернутые лепестки, называют изображенную на нем картинку, определяют количество слогов в слове и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую сердцевинку. При затруднении в подсчете количества слогов детям предлагается «отхлопать» слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. « В слове машина три слога» и т.д. После того, как ромашки будут собраны, необходимо еще раз проговорить слова, изображенные на лепестках. Логопед: Молодцы, но всё же нужно Повторить картинки дружно. (после повторного называния картинок логопед хвалит детей) Вы надежды оправдали: Лепестки все подобрали. У ромашек яркий вид – Вас пчела благодарит. II. Игра «Собери шишки» - автоматизация звука «Ш» в предложениях и закрепление употребления предлогов НА и ПОД. Логопед: Посмотрите ребята сколько шишек вокруг. Давайте соберем их. Не забудьте сказать, что и где вы нашли. Я шла, шла, шла шишку на пеньке нашла. Я шел, шел, шел шишку под елочкой нашел. Я шла, шла, шла шишку на елочке нашла. Я шел, шел, шел шишку под листом нашел… и т.д. пока дети не соберут все шишки. Логопед: Молодцы, ребята, все шишки собрали. III. Итог. Давайте сейчас вспомним, какие же мы сегодня добрые дела мы сделали: построили мост, помогли букашкам собрать ромашки, набрали шишек. А теперь поспешим в группу и покажем и расскажем ребятам, что мы видели в волшебной стране.
31 октября 2014 в 19:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.